Школяру.ру | В помощь школьнику

Жизнь уездного городка в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Эпоха, отраженная Н. В. Гоголем в комедии «Ревизор» ― это 30‑е гг. XIX в., время царствования Николая I. Писатель вспоминал впоследствии: «В „Ревизоре“ я решился собрать в одну меру все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Н. В. Гоголь не только хорошо знал действительность, но и изучил многие документы. И все же комедия «Ревизор» ― это художественное произведение, и его особенность в том, что писатель не копирует жизнь, а переосмысливает факты через художественный вымысел. Драматург настолько глубоко обобщил факты действительности, что сюжет комедии вышел далеко за пределы конкретного места и времени. Уездный город 30‑х гг. XIX в. превратился в символ самодержавной России.

С несправедливостями, иначе говоря, с казнокрадством, произволом и беззаконием, творимыми в городке, мы сталкиваемся уже с первого действия пьесы. Люди, которым доверена вся полнота власти, сплошь оказываются мошенниками и ворами, меньше всего пекущимися о процветании своего города и благополучии его жителей. Действуя по принципу «хватай все, что плохо лежит», они не испытывают ни малейших угрызений совести. Некоторую жизненную философию этих чиновных воров с наглой искренностью формулирует городничий: «Да и странно говорить: нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим Богом устроено…» Вот и присваивает Антон Антонович Сквозник-Дмухановский с легкостью казенные денежки, как это случилось, например, с суммами, отпущенными на строительство церкви, не гнушаясь, впрочем, и более скромными поборами с купцов. Под стать городничему и другие «отцы города». В подведомственных Землянике богоугодных заведениях больные похожи «на кузнецов», в присутственных местах, находящихся в ведении судьи Тяпкина-Ляпкина, под ногами шныряет всякая живность, а от заседателя распространяется такой запах, будто он только что вышел с винокуренного завода. Воспитанием юношества, как можно понять, занимаются тупые люди, многие из которых, мягко говоря, не в своем уме, однако смотрителя учебных заведений Луку Лукича Хлопова это не особенно беспокоит. Почтмейстер с утра до вечера придается своему любимому занятию, вскрывая чужие письма. А на улицах города, как признает сам городничий, ― «кабак, нечистоты», арестантам не выдают провизии и так далее.

Картину «правящей верхушки» дополняют два городских помещика, два болтуна, Бобчинский и Добчинский, вся жизнь которых проходит в беготне по городу и пересказе новостей и сплетен, за что получают они (в предпоследней сцене) красочную характеристику: «трещотки проклятые», «сороки короткохвостые». А на нижней ступени административной лестницы действуют помещики ― Свистунов, ворующий серебряные ложки и «не по чину берущий» взятки; Держиморда, дающий волю своим кулакам и «для порядка» «всем ставящий фонари под глазами ― и правому и виноватому».

А жена и дочь городничего, Анна Андреевна и Марья Антоновна, провинциальные кокетки, являются воплощением той умственной пустоты и нравственной пошлости, которыми характеризует Гоголь женское общество в уездной жизни. Ничуть не лучше и рядовые жители города, начиная с купцов, направляющихся к Хлестакову с богатыми дарами, чтобы задобрить высокого столичного гостя, и кончая унтер-офицерской вдовой, по ошибке высеченной полицией. Она хоть и является лицом пострадавшим, не вызывает к себе ни малейшего сочувствия. Ведь приходит эта «жертва произвола» с жалобой на городничего вовсе не за тем, чтобы восстановить справедливость или защитить свое человеческое достоинство. Нет, она просит материальной компенсации за причиненный ущерб, заявляя при этом: «Мне от своего счастья нечего отказываться, а деньги бы мне теперь очень пригодились».

Говоря о «Ревизоре», бессмысленно искать прототипы тех или иных действующих лиц. Как отмечал сам автор во вступительных «замечаниях для господ актеров», «оригиналы их всегда почти находятся перед глазами».

После появления на петербургской и московской сценах чиновничья публика пришла в негодование. Н. В. Гоголя обвинили в злостном искажении действительности, в желании очернить русскую жизнь. Тогда перед текстом комедии появляется эпиграф: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Писатель понимал, что негодование вызвала не «клевета», а та правда жизни, которую он хотел донести до зрителей.

 

Самые - самые

Сочинение про осень

Лето прошло совсем незаметно, не предупредив никого. Вместе с ним... Подробнее

Сочинение по картине Васнецова "Три Богатыря" (Вариант 2)

Виктор Михайлович Васнецов - знаменитый русский художник, автор жанровых картин,... Подробнее

Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» было написано в XII в. Это... Подробнее

Сочинение по картине Васнецова "Три Богатыря"

Я считаю, что в истории русской живописи "Богатыри" Васнецова занимают... Подробнее

Образ Чичикова в поэме "Мертвые души"

Среди героев гоголевской поэмы "Мертвые души" особое место занимает Чичиков.... Подробнее

Сочинение по картине Григорьева "Вратарь"

Перед нами картина С. Григорьева "Вратарь". На ней изображена довольно... Подробнее

Сочинение по картине Решетникова "Опять двойка"

Обратите внимание на картину Ф.П. Решетникова "Опять двойка". Семья встречает... Подробнее


Новые сочинения

В каких произведениях русской лирики создаётся ситуация идеологи­ческого и эстетического…

В каких произведениях русской поэзии создаётся ситуация эстетического и идеологического... Подробнее

Пафос произведений «Властителям и судиям» и «Памятник» Г. Р. Державина

Пафос стихотворений «Властителям и судиям» состоит  в сожалении о том,... Подробнее

Интересная встреча

Сочинение на тему: Интересная встреча   В жизни случаются абсолютно неожиданные встречи.... Подробнее

Как писать сочинение - памятка

Рассмотрим памятку «Как писать сочинение», предложенную профессором М.С. Соловейчик. В... Подробнее

Как писать текст-повествование

Всем известно бытующее мнение о том, что в жизни взрослому... Подробнее

Жизнь и творчество Жуковского В.А.

ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ (1783-1852) С именем В.А. Жуковского связана целая эпоха в... Подробнее

Вы находитесь здесь: Главная Классическая Гоголь Жизнь уездного городка в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Пушкин

Лермонтов

Лев Толстой

Некрасов

Достоевский

Есенин

2016 Школяру.ру В помощь школьнику.

Яндекс.Метрика