Школяру.ру | В помощь школьнику

Принцип антитезы и ее роль в романе "Обломов"

Роман "Обломов" написан накануне реформ, в 1859 г. В ожидании изменений в обществе появлялись новые взгляды, новые оценки событий в окружающей действительности.

В своем романе Гончаров хотел противопоставить две культуры: русскую и западную, поэтому неслучайным явилось то, что все произведение строится на принципе антитезы.

Предреформенная эпоха позволила автору противопоставить в своем романе два разных идеала жизни: как покоя (характерного для русского человека), так и движения, воплощавшего в себе европейский идеал.



Главный герой романа Обломов стоит на рубеже двух жизней: старорусской и европейской. Необходимость выбора воплощается во внутреннем конфликте в сознании героя. Его сомнения разрешаются в пользу древнего идеала недеяния, что делает его выбор трагическим. Обломов не использует предоставленную ему временем возможность проснуться, сбросить оковы сна и направить свои силы на благоустройство своего имения. Здесь Илью Ильича Обломова можно соотнести с известным героем русского народного творчества – Ильей Муромцем. Этот персонаж тридцать три года лежал на печи, так как не мог встать из-за больных ног. Пришедшие к нему люди вылечили его, подняли на ноги и направили на защиту своей родины. И спас Илья Муромец Русь от многих напастей. Илью Ильича к движению, к полноценной жизни призывают его друзья: Ольга и Штольц. Но, в отличие от Ильи Муромца, Илья Обломов не прислушивается к призывам своей страны, которой в это предреформенное время нужны умные, образованные и благонадежные люди.

Наименование персонажей, которому Гончаров уделяет большое внимание и которое во многом отражает их сущность, также имеет своей задачей противопоставление.

Фамилия Ильи Ильича происходит от слова "обло" – круг, что говорит о целостности и отсутствии всего резкого, дисгармоничного у этого персонажа. У Штольца, образ которого автор явно противопоставляет образу главного героя, фамилия краткая и динамичная, показывающая наличие черт немецкой культуры в его характере.

Что же касается контраста, присутствующего в образах этих главных героев, то здесь можно сказать о двух различных началах, которые они символизируют. Сам Гончаров разделял взгляды славянофилов, поэтому в образе Обломова попытался воплотить протест против западничества, которое, по мнению автора, разрушало, верность русским традициям.

Противоположность этих героев заявление уже в их портретных характеристиках. Практичный и целеустремленный Штольц сухощав, мускулист, лицо смуглое, без румянца; его внешность отражает жизнелюбие, стремление к действию, постоянную работу мозга.

Обломов же – добрый, уравновешенный, ведет спокойный размеренный образ жизни, в его взгляде отсутствует какаялибо "определенная идея". Он апатичен к внешним по отношению к нему событиям.

Характеры героев раскрываются и в манере поведения. Если движения Обломова "сдерживались…мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью", то у Андрея Ивановича не было лишних движений: "Если он сидел, то сидел спокойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько нужно". Штольц избегал пустой мечтательности и бездействия, он четко видел цель своего существования и поэтому "шел да шел прямо по избранной дороге".

Для Ильи Ильича такое понимание жизни было неприемлемым: "Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки – это у него были синонимы; другая – из покоя и личного веселья". Таким образом, Обломов предстает перед читателем в образе идеолога покоя: он плывет по течению, в то время как его друг твердо идет к намеченной цели.

Труд для Обломова был неким обязательством, налагаемым свыше, собственной же инициативы к действию он никогда не проявлял. Учился он нехотя, "серьезное учение утомляло его".

Штольц же с ранних лет занимался с отцом географией, изучал литературу. По окончании университета отец отправил его в Петербург, он видел за сыном будущее. Андрей Иванович служил, вышел в отставку, занялся своими делами и, действительно, нажил дом и состояние.

Гончаров неслучайно сопоставил предыстории героев; он акцентировал внимание на том, что лежало в основе успеха одного и неудачи другого, что сформировало их характеры, – это было воспитание. Обломов жил среди множества слуг, как "экзотический цветок в теплице", любое его проявление активности тут же подавлялось. Так, Обломов явил собой литературный тип, в котором собрались пороки дворянского общества, свойственные дореформенной России.

Воспитание Штольца радикально отличалось от обломовского. Иван Богданович направил развитие сына в верном направлении. Андрей Иванович рос в семье, где поощрялись активность и самостоятельность. Неслучайно, желая противопоставить Штольца Обломову, писатель соединяет в этом герое два начала: азиатское и западное. Отец его, немец, олицетворяет прагматизм и практичность, характерные для народов Запада; мать же – русская, воплощающая высокую духовность и нравственность. В Штольце эти два истока сочетаются негармонично, так как западное начало в нем преобладает.

Кроме мужских в романе противопоставляются и женские образы. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына олицетворяют собой два различные начала: Ольга – "прекрасной девы идеалы", Пшеницына – хозяйства.

В Ольге не было кокетства и мишуры, ее фигура воплощала собой грацию и гармонию; ее взгляд прям, светел и ясен; она обладает твердым и целостным характером. Она хотела изменить жизнь Обломова, сделать ее более разнообразной, более насыщенной. Сначала она чувствует к нему симпатию, потом влюбляется. Но она любит "будущего", изменившегося Илью Ильича и не смиряется с его тягой к покою.

Во всем противоположна Ольге квартирная хозяйка, а затем и жена Обломова, Агафья Пшеницына. В отличие от Ольги, в чертах которой светилась мысль, Пшеницына не была сложной личностью. "Какая она простая", – думал о ней Обломов. Ее мысли были погружены в заботы о хозяйстве, еде, стирке, готовке. Внешне Агафья Матвеевна также не похожа на Ольгу – она полная, как бы округлая. Пшеницына приняла и полюбила Обломова таким, какой он есть. Она "перешла под это сладостное иго безусловно, без сопротивлений и увлечений, без смутных предчувствий, томлений, без игры и музыки нерв".

Таким образом, используя в своем романе принцип антитезы, Гончаров противопоставляет две цивилизации: русскую и западную. В произведении он затрагивает также проблему будущего страны; ей предстоит решить, какой путь она выберет: сердца или разума.

 

Самые - самые

Сочинение про осень

Лето прошло совсем незаметно, не предупредив никого. Вместе с ним... Подробнее

Сочинение по картине Васнецова "Три Богатыря" (Вариант 2)

Виктор Михайлович Васнецов - знаменитый русский художник, автор жанровых картин,... Подробнее

Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» было написано в XII в. Это... Подробнее

Сочинение по картине Васнецова "Три Богатыря"

Я считаю, что в истории русской живописи "Богатыри" Васнецова занимают... Подробнее

Образ Чичикова в поэме "Мертвые души"

Среди героев гоголевской поэмы "Мертвые души" особое место занимает Чичиков.... Подробнее

Сочинение по картине Григорьева "Вратарь"

Перед нами картина С. Григорьева "Вратарь". На ней изображена довольно... Подробнее

Сочинение по картине Решетникова "Опять двойка"

Обратите внимание на картину Ф.П. Решетникова "Опять двойка". Семья встречает... Подробнее


Новые сочинения

В каких произведениях русской лирики создаётся ситуация идеологи­ческого и эстетического…

В каких произведениях русской поэзии создаётся ситуация эстетического и идеологического... Подробнее

Пафос произведений «Властителям и судиям» и «Памятник» Г. Р. Державина

Пафос стихотворений «Властителям и судиям» состоит  в сожалении о том,... Подробнее

Интересная встреча

Сочинение на тему: Интересная встреча   В жизни случаются абсолютно неожиданные встречи.... Подробнее

Как писать сочинение - памятка

Рассмотрим памятку «Как писать сочинение», предложенную профессором М.С. Соловейчик. В... Подробнее

Как писать текст-повествование

Всем известно бытующее мнение о том, что в жизни взрослому... Подробнее

Жизнь и творчество Жуковского В.А.

ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ (1783-1852) С именем В.А. Жуковского связана целая эпоха в... Подробнее

Вы находитесь здесь: Главная Классическая Гончаров Принцип антитезы и ее роль в романе "Обломов"

Пушкин

Лермонтов

Лев Толстой

Некрасов

Достоевский

Есенин

2016 Школяру.ру В помощь школьнику.

Яндекс.Метрика