Школяру.ру | В помощь школьнику

Вечная молодость "Педагогической поэмы" Макаренко

Доныне преданно служат школе, делают богаче нашу философскую и созидательную жизнь теоретическое наследие А. С. Макаренко, его мировоззрение и блистающее дарование, приобретшие совершенное формирование в 20е и 30е годы. Эпоха не заглушает, а раскрывает все новейшие и новейшие рубежи его подвижнического и многостороннего педагогического труда, испытанных им 200 тысяч часов трудового усилия — этого бесценного времени, в течение которого сквозь его руки прошло больше 3000 беспризорных детей-подростков.

"Педагогической поэме" А. С. Макаренко отдал 10 лет напряженного труда. Одним из самых важных событий в истории создания этой замечательной книги является посещение A.M. Горьким колонии, которой руководил Макаренко. Большой интерес великого писателя к намерению создать книгу о педагогическом эксперименте объяснялся, по словам Макаренко, тем, что Горького живо "интересовали новые позиции человека на земле, новые пути доверия к человеку и новые принципы общественной творческой дисциплины".

"Поэма" рассказывает, как в детской колонии, созданной в первые годы после гражданской войны, шло формирование "настоящего человека" из числа беспризорных, мелких воров, людей, искалеченных трудными и жестокими условиями гражданской войны. Создание великолепного по своим идейно нравственным качествам коллектива показано в поэме широко и многогранно.

В работе над книгой были и взлеты, и периоды неверия в успех. Бывало так, что законченные главы казались не художественным произведением, а "книгой по педагогике", написанной в форме воспоминаний. Уверенность в писателя вселил А. М. Горький — первый читатель и редактор "Педагогической поэмы". Он писал: "На мой взгляд, "Поэма" очень удалась Вам. Не говоря о значении ее сюжета, об интереснейшем материале, Вы сумели весьма удачно разработать этот материал и нашли верный, живой и искренний тон рассказа, в котором юмор Ваш уместен, как нельзя более".

"Поэма" состоит из трех частей. В ее основе — хронологическое описание становления и развития очень сложного воспитательного учреждения, прошедшего путь от анархизма беспризорщины и мещанского индивидуализма до боевой, кипучей советской действительности, освещенной нормами социалистического общежития.

Отличительной особенностью "Поэмы" является мастерское сочетание художественного повествования, теоретической борьбы в педагогике 20-х годов и публицистики. Тонкий художественный вкус А. С. Макаренко не допустил перегруженности книги деталями быта и подробностями педагогических исканий. Он заостряет внимание читателя на фактах и событиях, которые в конечном результате и определили систему воспитания коллектива колонистов и очень выпукло раскрыли суть гуманистической советской педагогики, а самого автора выдвинули в число лучших выразителей ее боевого духа. Нравственно эстетический идеал автора поэмы находит наиболее полное выражение в уважении к человеку и в высокой требовательности к нему, в поэтизации творческого труда.

А С. Макаренко был очень одаренным человеком. Свою педагогическую деятельность он начинал в то время, когда наряду с талантливостью особое значение имели жизненный пример, гражданский пафос, нравственно-идейная целеустремленность и высочайшее бескорыстие. Эти качества позволили ему добиться блестящих успехов в борьбе за воспитание нового человека. Поэзию педагога Макаренко питало его стремление передать воспитанникам все богатство нового мироощущения, обрадовать их новыми перспективами, мыслями и чувствами, сделать их лучше и окрыленнее. Главное в его труде — не "укрощение" дикой ватаги беспризорников, а становление детского коллектива, формирование личности нового человека. Поэзия его человеческого и учительского подвига, поэзия постижения и преобразования жизни его воспитанников логически вылилась в "Педагогическую поэму" — одну из самых удивительных и читаемых книг мировой литературы.

Секрет вечной молодости "Поэмы" заключается в глубоком проникновении автора в социальные проблемы своего времени, в деятельной любви к детям, в смелой постановке вопроса о стиле, тоне, организационных формах и средствах советского воспитания, в том, что автору удалось сказать свою, пусть не очень большую, но необходимую правду. Как художник слова, он глубоко чувствовал социально-экономические сдвиги в нашем обществе. Как педагог, он перспективно и смело прокладывал пути новой советской системы воспитания. Сейчас хорошо видно все величие подвига педагогановатора. Такой опыт требовал апробации временем. Время показало, что педагог и художник до сих пор учит нас масштабно мыслить, ответственно и конкретно подходить к каждому педагогическому явлению.

Педагогический талант самого Макаренко был для него нравственной, этической необходимостью. Потому что в основании того, что он свершил, находилась бескомпромиссная, торжествующая и воинствующая битва без устали за каждого, отдельно взятого человека, за его будущую радостную жизнь. Бессмертная ценность "Педагогической поэмы" состоит в ее озарении романтикой настоящей битвы, произведение преисполнено светом мудрости и негасимым очарованием труда влюбленного в свое дело педагога.

 

Самые - самые

Сочинение про осень

Лето прошло совсем незаметно, не предупредив никого. Вместе с ним... Подробнее

Сочинение по картине Васнецова "Три Богатыря" (Вариант 2)

Виктор Михайлович Васнецов - знаменитый русский художник, автор жанровых картин,... Подробнее

Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» было написано в XII в. Это... Подробнее

Сочинение по картине Васнецова "Три Богатыря"

Я считаю, что в истории русской живописи "Богатыри" Васнецова занимают... Подробнее

Образ Чичикова в поэме "Мертвые души"

Среди героев гоголевской поэмы "Мертвые души" особое место занимает Чичиков.... Подробнее

Сочинение по картине Григорьева "Вратарь"

Перед нами картина С. Григорьева "Вратарь". На ней изображена довольно... Подробнее

Сочинение по картине Решетникова "Опять двойка"

Обратите внимание на картину Ф.П. Решетникова "Опять двойка". Семья встречает... Подробнее


Новые сочинения

В каких произведениях русской лирики создаётся ситуация идеологи­ческого и эстетического…

В каких произведениях русской поэзии создаётся ситуация эстетического и идеологического... Подробнее

Пафос произведений «Властителям и судиям» и «Памятник» Г. Р. Державина

Пафос стихотворений «Властителям и судиям» состоит  в сожалении о том,... Подробнее

Интересная встреча

Сочинение на тему: Интересная встреча   В жизни случаются абсолютно неожиданные встречи.... Подробнее

Как писать сочинение - памятка

Рассмотрим памятку «Как писать сочинение», предложенную профессором М.С. Соловейчик. В... Подробнее

Как писать текст-повествование

Всем известно бытующее мнение о том, что в жизни взрослому... Подробнее

Жизнь и творчество Жуковского В.А.

ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ (1783-1852) С именем В.А. Жуковского связана целая эпоха в... Подробнее

Вы находитесь здесь: Главная Классическая Макаренко Вечная молодость "Педагогической поэмы" Макаренко

Пушкин

Лермонтов

Лев Толстой

Некрасов

Достоевский

Есенин

2016 Школяру.ру В помощь школьнику.

Яндекс.Метрика