Школяру.ру | В помощь школьнику

Стихотворение В. В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно»

Какую бы форму ни принимала поэтическая мысль Маяковского, определяющим началом в его творчестве является лирическая стихия. Об этом свойстве таланта поэта очень точно сказал А. В. Луначарский. Услыхав в исполнении Маяковского поэму «Про это», он заметил: «Я и раньше знал,.. а сегодня уверился окончательно… он тончайший лирик, хотя он и сам не всегда это понимает. Трибун, агитатор и вместе с тем лирик». Лирику обычно рассматривают как художественное отражение внутренней жизни поэта, его душевного состояния в тот или иной момент. Объективный мир, реальная действительность раскрываются в лирической поэзии через переживания автора. Жизненные явления, события, как правило, не получают здесь прямого и непосредственного изображения. Они оказываются запечатленными в том чувстве, в той душевной реакции, которую они вызывают у писателя. В полной мере это относится и к большинству произведений Маяковского. Чему бы они не были посвящены — классовой борьбе или любви, поездке в зарубежные страны или спорам о задачах искусства, — отношение поэта к реальным событиям, фактам, побудившим его взяться за перо, выражено с такой страстностью, что поэтический строй произведения приобретает особый характер. Показ тех или иных жизненных явлений неразрывно связан с выражением мыслей и чувств поэта, с раскрытием его внутреннего мира, авторского «я».

Стихи Маяковского или очень нравились, или остро критиковались его современниками, но новое слово, сказанное им в поэзии, никого не оставляло равнодушным. Необычайно интересен авторский стиль в стихотворении «Скрипка и немножко нервно». Основной художественный прием, на котором построена композиция этого стихотворения, — олицетворение:

Скрипка издергалась, упрашивая,

и вдруг разревелась

так по-детски,

что барабан не выдержал:

«Хорошо, хорошо, хорошо!»

Характеры, во множестве встречавшиеся в обществе, окружающем Маяковского, представлены в виде музыкальных инструментов в составе оркестра: геликон, барабан, тарелка, пюпитр, скрипка. Ну и, конечно, сам Маяковский «играет» в этом оркестре, возможно, он дирижер или ведущий голос. Здесь следует отметить разнообразие речевых приемов: обилие глаголов («издергалась», «разревелась» скрипка; «шмыгнул» и «ушел» барабан; «вылязгивала » тарелка), эпитетов («глупая» тарелка, «меднорожий» геликон, «деревянная» шея). Отрывистость и четкость высказываний способствует легкости восприятия и запоминания стихо творения. Рифма употребляется лишь в местах, которые автор хотел особо выделить. А для связки стихотворения в целом Маяковский использует внутренний ритм, внутреннюю музыку стихотворения. Художественные образы произведения четко врезаются в память, поражая красотой и лаконичностью.

Ведущий образ-символ стихотворения — скрипка. Это инструмент, который наиболее созвучен внутреннему миру поэта. Она уже «издергалась, упрашивая, и вдруг разревелась», но безжалостный окружающий мир глух к ее стонам и мольбам: барабан «недослушал скрипкиной речи»… «устал» и «ушел»; «глупая тарелка» просто что-то «вылязгивает»; а геликон не погнушался даже оскорбить беззащитную и слабую женщину:

А когда геликон —

меднорожий,

крикнул:

«Дура,

Плакса,

Вытри!»

Для таких людей слезы — лишь признак глупости, им наплевать на чьи-либо переживания и внутренний мир. Именно такой женский образ, воплощенный в скрипке, — мечта поэта, его муза. Лишь в ней лирический герой находит родственную душу:

Знаете что, скрипка?

Мы ужасно похожи.

Он, как и скрипка, «орет», а доказать ничего не умеет. Да и как доказать что-либо глупым, развращенным людям, «любящим баб да блюда», не думающим о духовном развитии, о человеческой красоте, о морально-этическом самосовершенствовании. Лирический герой Маяковского не может оставаться в стороне, когда обижают слабых, тем более женщину, тем более такую близкую ему по духу. Маяковскому противно это пошлое общество, в котором его мало кто понимает. Как и всякий мужчина, он не может жить без женщины в своем сердце. Ему наплевать на общество, которое смеется над ним и его «деревянной невестой». Какое дело поэту до толпы?.. Скрипка тоже выступает как образ-символ, раскрывающий мировосприятие поэта, — как инструмент, облекающий его душу, талант в музыку, прекрасную и доступную для всех. Маяковский надеется, что в два голоса, со скрипкой, они смогут улучшить этот мир, сделать его прекраснее:

Знаете что, скрипка?

Давайте —

будем жить вместе!

А?

И вдвоем им будет куда легче идти по жизни и сеять разумное, доброе, вечное…

 

Самые - самые

Сочинение про осень

Лето прошло совсем незаметно, не предупредив никого. Вместе с ним... Подробнее

Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» было написано в XII в. Это... Подробнее

Сочинение по картине Васнецова "Три Богатыря" (Вариант 2)

Виктор Михайлович Васнецов - знаменитый русский художник, автор жанровых картин,... Подробнее

Сочинение по картине Васнецова "Три Богатыря"

Я считаю, что в истории русской живописи "Богатыри" Васнецова занимают... Подробнее

Образ Чичикова в поэме "Мертвые души"

Среди героев гоголевской поэмы "Мертвые души" особое место занимает Чичиков.... Подробнее

Сочинение по картине Григорьева "Вратарь"

Перед нами картина С. Григорьева "Вратарь". На ней изображена довольно... Подробнее

Сочинение по картине Решетникова "Опять двойка"

Обратите внимание на картину Ф.П. Решетникова "Опять двойка". Семья встречает... Подробнее


Новые сочинения

В каких произведениях русской лирики создаётся ситуация идеологи­ческого и эстетического…

В каких произведениях русской поэзии создаётся ситуация эстетического и идеологического... Подробнее

Пафос произведений «Властителям и судиям» и «Памятник» Г. Р. Державина

Пафос стихотворений «Властителям и судиям» состоит  в сожалении о том,... Подробнее

Интересная встреча

Сочинение на тему: Интересная встреча   В жизни случаются абсолютно неожиданные встречи.... Подробнее

Как писать сочинение - памятка

Рассмотрим памятку «Как писать сочинение», предложенную профессором М.С. Соловейчик. В... Подробнее

Как писать текст-повествование

Всем известно бытующее мнение о том, что в жизни взрослому... Подробнее

Жизнь и творчество Жуковского В.А.

ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ (1783-1852) С именем В.А. Жуковского связана целая эпоха в... Подробнее

Вы находитесь здесь: Главная Классическая Маяковский Стихотворение В. В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно»

Пушкин

Лермонтов

Лев Толстой

Некрасов

Достоевский

Есенин

2016 Школяру.ру В помощь школьнику.

Яндекс.Метрика