Как писать текст-повествование |
Всем известно бытующее мнение о том, что в жизни взрослому человеку не приходится писать сочинения. В связи с этим весьма актуальным становится обучение детей созданию не сочинений как таковых, а текстов разных жанров: записок, объявлений, кулинарных рецептов, писем и др. Мы придерживаемся другой точки зрения. Следует различать понятия «сочинительство» и «сочинение». Разумеется, как бы мы не старались, какие бы методики не использовали, какие бы технологии не предлагали, нельзя искусственным путем достигнуть того уровня мастерства, какого достигли А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев и др. Бесспорно, что сочинителем нужно родиться. Творческое дарование дано не всем людям. «Под ученическим же сочинением, - отмечал А. В. Миртов, - подразумевается нечто другое. Сочинение от славянского слова "чин", "порядок", "чинно" - в надлежащем порядке. Следовательно, под школьным сочинением понимают приведение в порядок мыслей о каком-либо предмете или явлении».
Задача школьного сочинения - учить выражать и упорядочивать мысли. Мы убеждены в том, что этому можно и нужно учить. Без труда и обучения может погибнуть и крупный талант. Каждый ученик, и даже самый талантливый (таких, как правило, бывает один-два в классе), должен освоить теорию написания сочинений. Если, как известно, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требует, чтобы учащиеся умели писать сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения, опираясь на имеющиеся в науке данные по этой проблематике, то следует, чтобы эти данные хотя бы в элементарном виде знали и младшие школьники. Напомним, что текст представляет собой единство трех сторон: 1) содержания; 2) структуры; 3) языковых средств. То есть каким бы простым или сложным ни было связное высказывание, оно характеризуется тремя особенностями: содержанием; логическим построением; языковым оформлением. Эти особенности текста диктуют ряд задач, которые ставит перед собой учитель начальных классов при обучении детей созданию письменных текстов. В самом общем виде это следующие задачи: 1. формирование умения учащихся ориентироваться в содержании высказывания (умение озаглавливать текст, передавать его содержание, находить основную мысль, определять тему высказывания и т.д.); 2. формирование умения логически строить высказывание (умение составлять план, определять, с чего начать высказывание, чем его закончить, осуществлять последовательный переход от одной мысли к другой и т.д.); 3. формирование умения отбирать языковые средства, соответствующие содержанию высказывания. Казалось бы, все перечисленные умения являются общими для создания любого сочинения. Но так кажется только на первый взгляд. Рассмотрим подробнее, как соотносятся речевые умения и фазы речевой деятельности. На этапе ориентировки в содержании высказывания, когда ребенок вдумывается в предложенную тему (обдумывает, о чем будет писать, что главное хочет сказать, определяет объем и границы темы сочинения), он уже определяется с тем, о чем будет писать - о действиях, сменяющих друг друга, о предмете и его свойствах или о причинах существования предметов, явлений, действий, то есть подсознательно выбирает тип текста. Покажем данное положение на конкретном примере. Учитель в 3-м классе предложил тему сочинения «Снежинка». При обсуждении темы сочинения учащиеся высказали различные мнения про то, о чем можно написать в сочинении на заданную тему. Одни ребята предлагали вариант: можно написать фантастическую историю, которая случилась однажды со снежинкой, когда она залетела в открытую форточку к мальчику (девочке). Другие предлагали вариант: можно написать о том, какая красивая снежинка. Третьи - можно написать о том, почему на руке снежинка сразу тает. Данный пример демонстрирует важное методическое пожелание - желательно предлагать детям одну общую тему сочинения (если, конечно, тема сочинения не определена программой), а каждый ученик уже решит, на какую конкретную тему он будет писать. К примеру, из темы «Снежинка» могут родиться темы «Волшебная снежинка» (фантастическое повествование), «Снежинка-красавица» (описание), «Почему снежинка тает в руке?» (рассуждение). Если учитель предлагает конкретные (узкие) темы сочинения, то уже на этапе ориентировки ребенок также должен уметь определить сразу по заголовку, о чем он будет писать: о действиях, о предмете или явлении, о существующих отношениях между предметами (формирование умения работать с заголовком будет описано ниже). В табл. № 1 представлен примерный перечень тем сочинений, по заголовку которых ученик на этапе ориентировки может сразу определить, какой тип текста будет лежать в основе сочинения. Таблица № 1 Тематика сочинений в начальной школе
Таким образом, на этом этапе дети подводятся к мысли, какой тип текста они будут создавать. На этапе планирования ребенок, мысленно составляя программу речевых действий, определяет, какой тип текста он будет создавать (повествование, описание или рассуждение), в каком стиле (научно-деловом, художественном или публицистическом), какой жанр в зависимости от стиля выберет. И только после этого ребенок намечает структуру текста (план), обдумывает, какие языковые средства выберет, как будет связывать предложения между собой, абзацы и т.д. На данном этапе младшему школьнику нужны специальные умения, которые необходимы для создания текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.
|
Лето прошло совсем незаметно, не предупредив никого. Вместе с ним... Подробнее
«Слово о полку Игореве» было написано в XII в. Это... Подробнее
Виктор Михайлович Васнецов - знаменитый русский художник, автор жанровых картин,... Подробнее
Я считаю, что в истории русской живописи "Богатыри" Васнецова занимают... Подробнее
Среди героев гоголевской поэмы "Мертвые души" особое место занимает Чичиков.... Подробнее
Перед нами картина С. Григорьева "Вратарь". На ней изображена довольно... Подробнее
Обратите внимание на картину Ф.П. Решетникова "Опять двойка". Семья встречает... Подробнее
В каких произведениях русской поэзии создаётся ситуация эстетического и идеологического... Подробнее
Пафос стихотворений «Властителям и судиям» состоит в сожалении о том,... Подробнее
Сочинение на тему: Интересная встреча В жизни случаются абсолютно неожиданные встречи.... Подробнее
Рассмотрим памятку «Как писать сочинение», предложенную профессором М.С. Соловейчик. В... Подробнее
Всем известно бытующее мнение о том, что в жизни взрослому... Подробнее
ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ (1783-1852) С именем В.А. Жуковского связана целая эпоха в... Подробнее
2016 Школяру.ру В помощь школьнику.