Школяру.ру | В помощь школьнику

Как писать текст-повествование

Всем известно бытующее мнение о том, что в жизни взрослому человеку не приходится писать сочинения. В связи с этим весьма актуальным становится обучение детей созданию не сочинений как таковых, а текстов разных жанров: записок, объявлений, кулинарных рецептов, писем и др. Мы придерживаемся другой точки зрения. Следует различать понятия «сочинительство» и «сочинение». Разумеется, как бы мы не старались, какие бы методики не использовали, какие бы технологии не предлагали, нельзя искусственным путем достигнуть того уровня мастерства, какого достигли А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев и др. Бесспорно, что сочинителем нужно родиться. Творческое дарование дано не всем людям.

«Под ученическим же сочинением, - отмечал А. В. Миртов, - подра­зумевается нечто другое. Сочинение от славянского слова "чин", "порядок", "чинно" - в надлежащем порядке. Следовательно, под школьным сочи­нением понимают приведение в порядок мыслей о каком-либо предмете или явлении».

Задача школьного сочинения - учить выражать и упорядочивать мысли. Мы убеждены в том, что этому можно и нужно учить. Без тру­да и обучения может погибнуть и крупный талант. Каждый ученик, и даже самый талантливый (таких, как правило, бывает один-два в классе), должен освоить теорию написания сочинений. Если, как известно, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требует, чтобы учащиеся умели писать сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения, опираясь на имеющиеся в науке данные по этой проблематике, то следует, чтобы эти данные хотя бы в элементарном виде знали и младшие школьники.

Напомним, что текст представляет собой единство трех сторон:

1)     содержания;

2)     структуры;

3)     языковых средств.

То есть каким бы простым или сложным ни было связное выска­зывание, оно характеризуется тремя особенностями: содержанием; логическим построением; языковым оформлением.

Эти особенности текста диктуют ряд задач, которые ставит перед собой учитель начальных классов при обучении детей созданию пись­менных текстов. В самом общем виде это следующие задачи:

1.    формирование умения учащихся ориентироваться в содержании высказывания (умение озаглавливать текст, передавать его содержание, находить основную мысль, определять тему высказывания и т.д.);

2.    формирование умения логически строить высказывание (умение составлять план, определять, с чего начать высказывание, чем его закончить, осуществлять последовательный переход от одной мысли к другой и т.д.);

3.    формирование умения отбирать языковые средства, соответству­ющие содержанию высказывания.

Казалось бы, все перечисленные умения являются общими для со­здания любого сочинения. Но так кажется только на первый взгляд. Рассмотрим подробнее, как соотносятся речевые умения и фазы рече­вой деятельности.

На этапе ориентировки в содержании высказывания, когда ре­бенок вдумывается в предложенную тему (обдумывает, о чем будет писать, что главное хочет сказать, определяет объем и границы темы сочинения), он уже определяется с тем, о чем будет писать - о действи­ях, сменяющих друг друга, о предмете и его свойствах или о причинах существования предметов, явлений, действий, то есть подсознательно выбирает тип текста.

Покажем данное положение на конкретном примере.

Учитель в 3-м классе предложил тему сочинения «Снежинка». При обсуждении темы сочинения учащиеся высказали различные мнения про то, о чем можно написать в сочинении на заданную тему. Одни ре­бята предлагали вариант: можно написать фантастическую историю, которая случилась однажды со снежинкой, когда она залетела в откры­тую форточку к мальчику (девочке). Другие предлагали вариант: мож­но написать о том, какая красивая снежинка. Третьи - можно написать о том, почему на руке снежинка сразу тает.

Данный пример демонстрирует важное методическое пожела­ние - желательно предлагать детям одну общую тему сочинения (если, конечно, тема сочинения не определена программой), а каждый уче­ник уже решит, на какую конкретную тему он будет писать. К приме­ру, из темы «Снежинка» могут родиться темы «Волшебная снежинка» (фантастическое повествование), «Снежинка-красавица» (описание), «Почему снежинка тает в руке?» (рассуждение).

Если учитель предлагает конкретные (узкие) темы сочинения, то уже на этапе ориентировки ребенок также должен уметь определить сразу по заголовку, о чем он будет писать: о действиях, о предмете или явлении, о существующих отношениях между предметами (формиро­вание умения работать с заголовком будет описано ниже).

В табл. № 1 представлен примерный перечень тем сочинений, по заголовку которых ученик на этапе ориентировки может сразу опреде­лить, какой тип текста будет лежать в основе сочинения.

Таблица № 1 Тематика сочинений в начальной школе

Тематика

сочинений-повествований

Тематика

сочинений-описаний

Тематика

сочинений-рассуждений

«Прогулка в осенний парк»

«Как мы делали новогодние

игрушки»

«Как я провел новогодние

каникулы»

«Моя любимая игрушка»

«Моя улица в пасмурную

и дождливую погоду»

«Наша классная комната»

«Зачем нужны в классе цветы?»

«Почему синиц мы видим осенью и зимой, а не летом?»

«Почему нужно соблюдать правила дорожного движения?»

 

Таким образом, на этом этапе дети подводятся к мысли, какой тип текста они будут создавать.

На этапе планирования ребенок, мысленно составляя программу речевых действий, определяет, какой тип текста он будет создавать (по­вествование, описание или рассуждение), в каком стиле (научно-дело­вом, художественном или публицистическом), какой жанр в зависимо­сти от стиля выберет. И только после этого ребенок намечает структуру текста (план), обдумывает, какие языковые средства выберет, как будет связывать предложения между собой, абзацы и т.д.

На данном этапе младшему школьнику нужны специальные умения, которые необходимы для создания текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.

 

Самые - самые

Сочинение про осень

Лето прошло совсем незаметно, не предупредив никого. Вместе с ним... Подробнее

Сочинение по картине Васнецова "Три Богатыря" (Вариант 2)

Виктор Михайлович Васнецов - знаменитый русский художник, автор жанровых картин,... Подробнее

Сочинение по картине Васнецова "Три Богатыря"

Я считаю, что в истории русской живописи "Богатыри" Васнецова занимают... Подробнее

Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» было написано в XII в. Это... Подробнее

Образ Чичикова в поэме "Мертвые души"

Среди героев гоголевской поэмы "Мертвые души" особое место занимает Чичиков.... Подробнее

Сочинение по картине Григорьева "Вратарь"

Перед нами картина С. Григорьева "Вратарь". На ней изображена довольно... Подробнее

Сочинение по картине Решетникова "Опять двойка"

Обратите внимание на картину Ф.П. Решетникова "Опять двойка". Семья встречает... Подробнее


Новые сочинения

В каких произведениях русской лирики создаётся ситуация идеологи­ческого и эстетического…

В каких произведениях русской поэзии создаётся ситуация эстетического и идеологического... Подробнее

Пафос произведений «Властителям и судиям» и «Памятник» Г. Р. Державина

Пафос стихотворений «Властителям и судиям» состоит  в сожалении о том,... Подробнее

Интересная встреча

Сочинение на тему: Интересная встреча   В жизни случаются абсолютно неожиданные встречи.... Подробнее

Как писать сочинение - памятка

Рассмотрим памятку «Как писать сочинение», предложенную профессором М.С. Соловейчик. В... Подробнее

Как писать текст-повествование

Всем известно бытующее мнение о том, что в жизни взрослому... Подробнее

Жизнь и творчество Жуковского В.А.

ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ (1783-1852) С именем В.А. Жуковского связана целая эпоха в... Подробнее

Вы находитесь здесь: Главная Свободная тема Сочинения на разные темы Как писать текст-повествование

Пушкин

Лермонтов

Лев Толстой

Некрасов

Достоевский

Есенин

2016 Школяру.ру В помощь школьнику.

Яндекс.Метрика