Как писать сочинение - памятка |
Рассмотрим памятку «Как писать сочинение», предложенную профессором М.С. Соловейчик. В памятке перечислены те пункты в работе ребенка, для успешного выполнения которых потребуются специальные умения, необходимые для создания определенного типа текста. Памятка «Как писать сочинение» 1. Вдумайся в предложенное название (тему) и определи: 1) о чем будешь писать; 2) что главное хочешь сказать, в чем убедить; 3) какой текст планируешь создать: ■ деловой или картинный; ■ повествование, описание предмета, рассуждение, их соединение; включишь ли свою оценку; ■ если знаешь жанр текста (письмо, этюд, рассказ, сказка, инструкция, дневниковая запись...), вспомни его основные особенности. 2. Обдумай содержание текста, порядок мыслей; наметь, сколько будет в нем частей, о чем каждая; если надо, составь план. 3. Реши, какое название дашь сочинению (если его не было), и пиши; выбирай слова, их порядок, следи за развитием мысли, за связью предложений, за правильностью и точностью речи. Если затрудняешься в выборе букв, оставляй «окошки», чтобы потом вернуться и подумать. 4. Прочитай текст: понятна ли будет читателю его тема и главная мысль; получился ли тот жанр, который ты хотел(а) создать; точно ли название. 5. Поработай над сочинением как редактор и корректор; для этого перечитай его не один раз. Рассмотрим общие умения (необходимые для создания текста любого типа) и специальные умения (необходимые для создания текста-повествования). Выделяют семь групп умений. 1. Умения, связанные с темой сочинения, с ее пониманием, определением ее границ, субординацией тем, раскрытием темы (умение озаглавить текст своего сочинения в соответствии с типом текста-повествования так, чтобы заголовок отражал тему текста и сообщал о предмете повествования (если тема предлагалась общая)). 2. Умения подчинить свое сочинение определенному замыслу, выразить в нем свою мысль, свою позицию, свои эмоции, отношение к лицам, их поступкам и т.д. (умение определить авторское отношение к теме повествования). Умения собирать, накапливать материал, отбирать важное, главное и второстепенное в соответствии с темой и замыслом, выбранным типом речи (текста) и жанром текста (умение отбирать соответствующий материал для создания определенного жанра и типа речи (текста), к примеру, сказки, рассказа и др.). Умения систематизировать материал, располагать его, обдумывать и составлять план, работать над композицией - началом, основной частью, завершением (умение строить текст в соответствии со структурно-композиционными особенностями текста-повествования, умение конструировать введения и концовки как структурные компоненты текста-повествования, сцеплять предложения с помощью лексических и грамматических средств связи). Умения в области языковой подготовки текста: подготавливать словарь в соответствии с темой, выбирать слова, сочетания, фразеологию, образы; подготовка фрагментов будущего текста. Умения составлять текст, записывать без ошибок, располагать текст на листах, делить его на абзацы (умение выделять абзацы в тексте-повествовании, связывать их между собой). Умение совершенствовать написанное, редактировать, проверять орфографию, пунктуацию. Рассмотрим памятку «Как писать сочинение», предложенную профессором М.С. Соловейчик. В памятке перечислены те пункты в работе ребенка, для успешного выполнения которых потребуются специальные умения, необходимые для создания определенного типа текста. Памятка «Как писать сочинение» 1. Вдумайся в предложенное название (тему) и определи: 1) о чем будешь писать; 2) что главное хочешь сказать, в чем убедить; 3) какой текст планируешь создать: ■ деловой или картинный; ■ повествование, описание предмета, рассуждение, их соединение; включишь ли свою оценку; ■ если знаешь жанр текста (письмо, этюд, рассказ, сказка, инструкция, дневниковая запись...), вспомни его основные особенности. 2. Обдумай содержание текста, порядок мыслей; наметь, сколько будет в нем частей, о чем каждая; если надо, составь план. 3. Реши, какое название дашь сочинению (если его не было), и пиши; выбирай слова, их порядок, следи за развитием мысли, за связью предложений, за правильностью и точностью речи. Если затрудняешься в выборе букв, оставляй «окошки», чтобы потом вернуться и подумать. 4. Прочитай текст: понятна ли будет читателю его тема и главная мысль; получился ли тот жанр, который ты хотел(а) создать; точно ли название. 5. Поработай над сочинением как редактор и корректор; для этого перечитай его не один раз. Рассмотрим общие умения (необходимые для создания текста любого типа) и специальные умения (необходимые для создания текста-повествования). Выделяют семь групп умений. 1. Умения, связанные с темой сочинения, с ее пониманием, определением ее границ, субординацией тем, раскрытием темы (умение озаглавить текст своего сочинения в соответствии с типом текста-повествования так, чтобы заголовок отражал тему текста и сообщал о предмете повествования (если тема предлагалась общая)). 2. Умения подчинить свое сочинение определенному замыслу, выразить в нем свою мысль, свою позицию, свои эмоции, отношение к лицам, их поступкам и т.д. (умение определить авторское отношение к теме повествования). Умения собирать, накапливать материал, отбирать важное, главное и второстепенное в соответствии с темой и замыслом, выбранным типом речи (текста) и жанром текста (умение отбирать соответствующий материал для создания определенного жанра и типа речи (текста), к примеру, сказки, рассказа и др.). Умения систематизировать материал, располагать его, обдумывать и составлять план, работать над композицией - началом, основной частью, завершением (умение строить текст в соответствии со структурно-композиционными особенностями текста-повествования, умение конструировать зачины и концовки как структурные компоненты текста-повествования, сцеплять предложения с помощью лексических и грамматических средств связи). Умения в области языковой подготовки текста: подготавливать словарь в соответствии с темой, выбирать слова, сочетания, фразеологию, образы; подготовка фрагментов будущего текста. Умения составлять текст, записывать без ошибок, располагать текст на листах, делить его на абзацы (умение выделять абзацы в тексте-повествовании, связывать их между собой). Умение совершенствовать написанное, редактировать, проверять орфографию, пунктуацию.
|
Лето прошло совсем незаметно, не предупредив никого. Вместе с ним... Подробнее
«Слово о полку Игореве» было написано в XII в. Это... Подробнее
Виктор Михайлович Васнецов - знаменитый русский художник, автор жанровых картин,... Подробнее
Я считаю, что в истории русской живописи "Богатыри" Васнецова занимают... Подробнее
Среди героев гоголевской поэмы "Мертвые души" особое место занимает Чичиков.... Подробнее
Перед нами картина С. Григорьева "Вратарь". На ней изображена довольно... Подробнее
Обратите внимание на картину Ф.П. Решетникова "Опять двойка". Семья встречает... Подробнее
В каких произведениях русской поэзии создаётся ситуация эстетического и идеологического... Подробнее
Пафос стихотворений «Властителям и судиям» состоит в сожалении о том,... Подробнее
Сочинение на тему: Интересная встреча В жизни случаются абсолютно неожиданные встречи.... Подробнее
Рассмотрим памятку «Как писать сочинение», предложенную профессором М.С. Соловейчик. В... Подробнее
Всем известно бытующее мнение о том, что в жизни взрослому... Подробнее
ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ (1783-1852) С именем В.А. Жуковского связана целая эпоха в... Подробнее
2016 Школяру.ру В помощь школьнику.